Сломайте вспышку! Печать

Вспышка - враг начинающего фотографа. Злейший и непримиримейший враг! Выбирая фотоаппарат, вы должны быть уверены, что вспышку можно отключить. Если вспышка вручную не отключается - такой аппарат не нужен.


- Глупость, - скажете вы. - Как снимать в темной комнате? Как снимать вечером, ведь вспышка всегда дает резкую картинку?
Да, действительно, при съемке со вспышкой вы почти всегда можете быть уверены, что не получите "размазанное" изображение. Но на этом ее достоинства заканчиваются. Начинаются недостатки, которых много.

 

 

  • Первое: встроенная вспышка дает прямой пучок света, который делает картинку плоской и неинтересной, лишает пространство объема.
  • Второе: прямой пучок света освещает, часто избыточно, передний план, а на задний план ее света не хватает (о значении заднего плана, или бэкграунда, как называют его многие фотографы, мы  поговорим позже).
  • Третье: при съемке лица с близкого расстояния вспышка уничтожает детали, оставляя только темные ноздри, глаза и губы.
  • Четвертое: вспышка создает сзади объекта съемки некрасивую  резкую черную тень.

 

Попробуем на конкретных примерах разобрать то, о чем я сказал.

Условия: свет от окна (слева от объекта) и искусственный свет (галогенная лампа сзади).

Посмотрим внимательно на фото. На первый взгляд - яркий, интересный снимок. Но плоский. Фон не понятно, то ли в 2 метрах,то ли в пяти, и что на нем - непонятно. Черная тень сзади лежит некрасиво. Фактура костюма не читается (то ли из синтетики, то ли еще из чего сделан). Детали лица исчезли. Фото - технический брак, в корзину, или в семейный альбом, если ничего нет получше (и никому не показывать!)

А вот на этом снимке, хоть и пропала едреная кумачевость, появилась... история. Читается задний план, елка, и костюмчик становится понятен и объясним, и черты лица читаются. Не шедевр, но технически грамотная фотография, которую совсем не стыдно показать людям: так мы встречали Новый год!

Давайте еще раз посмотрим на фотографии. Обе они плотно кадрированы: объект съемки (ребенок) занимает более 50% площади кадра. Тем не менее, на второй фотографии читается второй план, и именно он создает информационную полноту снимка, т.е. ребенок на фото не существует сам по себе, он "вписан" в интерьер, и все элементы изображения работают на создание единого цельного фотографического образа.

Вот о втором плане, или бэкграунде, мы и поговорим в следующий раз. И обязательно вернемся к разговору о вспышке. А пока материал готовится, пересмотрите то, что вы наснимали, попробуйте отстраненным взглядом оценить фотографии, сравните фото со вспышкой и без.